БПЛА в топографии

  • gatewing X100В настоящее время при проведении инженерно-геодезических изысканий обычно используется труд инженера-геодезиста, работающего "в поле". Его задача известна, результат - создание топографического плана заданного масштаба и точности. Но так же известны и сложности, которые встают на пути получения качественных данных за приемлемое время. Такими сложностями могут быть как труднодоступность (а иногда и полная недоступность какой-то части) объекта изысканий, почти линейная зависимость времени на выполнение изысканий от объёма работ (площади), особенности рельефа, наличие водных препятствий, и многие другие.

    Источник

    <!--more-->

    Часто так же встречается непонимание со стороны заказчика объекта, которому всегда необходимо получить материалы изысканий в как можно более короткие сроки, и это вполне объяснимо. Одна из таких технологий - аэрофотосъёмка, которая на сегодняшний момент активно развивается благодаря появлению лёгких недорогих летательных аппаратов (что немаловажно, - беспилотных), позволяет обойти многие описанные сложности и выдать предварительный результат уже чуть ли не на следующий день, а окончательный - через какое-то время, которое будет на несколько порядков меньше времени, которое было бы потрачено на выполнение геодезических изысканий "обычным" способом. Эта технология на самом деле давно и хорошо изучена, её использование началось практически сразу, как только появились первые летательные аппараты. Заключается она в съёмке участка местности с воздуха, а детали её заключаются лишь в применении различных методов, технологий и программных стредств. Один из хороших примеров такой технологии в действии - беспилотник Бельгии "GateWing X100" с электрическим двигателем с питанием литий-полимерным аккумулятором и 10-мегапиксельной камерой. БПЛА Gatewing предназначен для картографической и геодезической съёмки участка местности, создания качественных ортофотопланов и цифровой модели местности. Технические характеристики БПЛА "Gatewing X100":

    • длина корпуса БПЛА – 0,6 м;
    • размах крыльев БПЛА – 1,0 м;
    • высота корпуса БПЛА – 0,1 м;
    • взлетная масса – 2 кг;
    • потребляемая мощность – 250 Вт;
    • напряжение батареи – 11,1 В;
    • емкость батареи– 8000 мА/ч;
    • время подготовки к работе – 15 мин.;
    • крейсерская скорость – 75 км/ч;
    • высота полета – 100…750 м.;
    • радиус радиоканала – 20 км.;
    • время полета – 45 мин.

    Для связи используется многоканальная 2-частотная аппаратура радиосвязи, - на частоте 2,4ГГц - работает на удалении до 5км, и на частоте 900МГц - до 20 км. По заявлению разработчиков, БПЛА выдерживает порывы ветра до 18м/с Получение материалов съёмки, используя БПЛА Gatewing X100 состоит из двух этапов работ, - полевых и камеральных: - в полевых условиях происходит подготовка и запуск беспилотника, фотосъёмка участка местности с перекрытием кадров (процент перекрытия задаётся в параметрах полёта). И посадка - наиболее сложный этап. Все эти процессы полностью программируются заранее и в дальнейшем происходят автономно, практически без участия оператора, но в любой момент у оператора есть возможность вмешаться в работу БПЛА, чтобы например экстренно посадить его. - В камеральных условиях все сделанные фотографии объединяются с помощью специального программного обеспечения, на выходе получается орфотоплан местности высокого разрешения или цифровая модель поверхности с привязкой в выбранной системе координат. Заявленная контурная точность 3D-модели составляет порядка 0,05м в плоскости и 0,1 см. по высоте. Заявленные преимущества беспилотника Getewing X100:

    • малый вес, БПЛА с размахом крыльев в 1 м. - легко транспортируется и запускается практически в любом месте;
    • не требует наличия аэродромов и взлетно-посадочных полос (ВПП);
    • подходит для составления детальных цифровых карт и планов местности, площадью до 20 кв.км.;
    • выполняет полностью автономный полет по запрограммированному маршруту;
    • имеется возможность использования в плохих метеоусловиях, которые не считаются оптимальными для выполнения объемной фотограмметрии (ветер, дождь, низкая облачность).

    Однако на практике были выявлены следующие недостатки использования беспилотника, от которых производитель скромно умалчивает:

    • нестабильный запуск, - в некоторых случаях запустить не удаётся, и приходится снова выполнять подготовку полёта, заменять или заряжать аккумуляторы, так как при запуске БПЛА расходуется больше энергии аккумуляторов, чем при полёте, для запуска требуются почти идеальные условия, - отсутствие ветра или слабый ветер, "правильная" натяжка пускового механизма, отсутствие высоких преград на расстоянии до 300м;
    • иногда беспилотник "не долетает" до места посадки от 100 до 300 метров. С чем это связано, - пока точно неизвестно. Возможно - сырость программного обеспечения, точность бортовых приборов или чувствительность к изменению метеоусловий;
    • несмотря на заявленную возможность выполнения съёмки в "плохих" метеоусловиях, - на практике полученный материал использовать невозможно и необходимо выполнять повторные полёты;
    • неизвестно что с точностью выходных данных, - насколько пригодны материалы съёмки для реального проектирования и возможно ли их использование с минимальной корректурой "в поле".

    Видео с сайта: Видео по реальному запуску, "в поле"

0 комментариев